Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
С 1 сентября 2023 г. в школах Российской Федерации внедряется единая модель профориентационной деятельности, получившая название «Профориентационный минимум» (Профминимум).
Цель – выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.
Цель основного уровня профминимума — формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6 — 11 классов общеобразовательных организаций.
Задачи основного уровня:
— построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационно- активизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечении всех участников образовательного процесса;
— систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных моделей профессиональной ориентации обучающихся;
— разработка плана профориентационной работы для групп, обучающихся по возрастам (6 — 7, 8 — 9 классы);
— разработка плана профориентационной работы с обучающихся с ОВЗ по разным нозологиям и возрастам;
— выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно-личностной) и внешней (знаниевой) сторон готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся, а также уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе;
— формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
— информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики России) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;
— формирование у обучающихся профориентационных компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретение и осмысление профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки, успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно- профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
— совершенствование профессиональных компетенций специалистов, ответственных за профориентационную работу в образовательной организации (педагогов-навигаторов) по формированию осознанности обучающихся и их готовности к профессиональному самоопределению через прохождение программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации);
— повышение активности и ответственности родителей в целях содействия обучающимся в формировании навыка осознанного выбора.
Планируемые результаты:
— для обучающихся 6 — 9 классов — развитие всех компонентов готовности к профессиональному самоопределению (в т.ч. повышение осознанности и самостоятельности в планировании личных профессиональных перспектив), построение индивидуальной образовательно-профессиональной траектории;
— для родителей — получение рекомендаций по возможной помощи самоопределяющимся подросткам, получение современной и актуальной информации о рынке образования и рынке труда (регионального и федерального уровней), включая информацию о наиболее перспективных и востребованных в ближайшем будущем профессиях и отраслях экономики Российской Федерации;
— для педагогов и специалистов — повышение квалификации в области методов и технологий профессиональной ориентации обучающихся. Применение методик, направленных на активизацию профессионального самоопределения, понимание возможностей и ограничений диагностических инструментов. Освоение новых, современных, научно обоснованных методик и технологий;
— для работодателей — привлечение мотивированных обучающихся к производственным задачам, повышение интереса к организации. Обучение наставников, работающих с учащимися.
Реализация плана предусматривает участие педагогов, родителей обучающихся МБОУ Парамоновской ООШ, сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.
Профессиональная ориентация в школе — это система учебно-воспитательной
работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда. В школе профориентационная работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями, учителями — предметниками, педагогом-психологом, социальным педагогом.
По результатам участия во всех мероприятиях основного уровня реализации Профориентационного минимума для обучающегося формируется индивидуальная рекомендация по построению образовательно-профессиональной траектории.
Форматы профориентационной работы
Профориентационная работа реализуется в следующих форматах:
УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
— Уроки общеобразовательного цикла, включающие элемент значимости учебного предмета для профессиональной деятельности. Используется интерактивный сервис «Конструктор будущего» в рамках проекта «Билет в будущее».
— Уроки профориентационной направленности в рамках учебного предмета «Технология» (9 часов).
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Диагностический конструктор (2 этапа): несколько вариантов профориентационных онлайн-диагностик исходя из потребностей обучающихся — 4 часа
Профориентационный урок — 2 часа
Урок «Россия — мои горизонты» (для тех, кто впервые зарегистрирован в Проекте) — 2 ч
Рефлексивный урок — 4 часа
Мероприятия на выбор:
— Профориентационные программы внеурочной деятельности;
— Онлайн-уроки «Шоу профессий»;
— Проектная деятельность.
Рекомендованное количество: 34 часа
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
— Выставка «Лаборатория будущего» — 4 часа
— Профессиональные пробы на базе Площадки или на базе Платформы — 6 часов Мероприятия на выбор:
— Экскурсии в образовательные организации СПО;
— Конкурсы профориентационной направленности.
Рекомендованное количество: от 12 часов
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
— Выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей обучающегося.
Рекомендованное количество: 12 часов.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)
— Родительские собрания — 3 часа.
Профориентационные мероприятия на основном уровне:
— Профориентационные уроки;
— Онлайн-диагностика, направленная на выявление интересов и способностей обучающихся, уровня готовности к выбору профессионально-образовательной траектории, ценностных ориентиров, мотивации обучающихся и получение индивидуальных рекомендаций на этой основе;
— Групповой разбор результатов профориентационных диагностик (с использованием видеоматериалов), рефлексивный урок;
— Информационное сопровождение обучающихся и их родителей о возможностях открытого сегмента Платформы основного уровня Профориентационного минимума и организует регистрацию участников;
— Профессиональные пробы практического и/или моделирующего уровней (в онлайн или офлайн-формате);
— Профориентационные мероприятия по выбору: посещение мультимедийной выставки; посещение организаций территориальной образовательной и профессиональной среды (профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и работодателей); организация проектной деятельности с учетом предпочитаемых обучающимися профессиональных сфер и профилей обучения; участие в профориентационных мероприятиях федерального и регионального уровня.